Rambler's Top100

Системные принципы научно-методологической основы моделирования энергообъектов-прототипов

Современное тренажеростроение при научно-методологической постановке задач моделирования объекта управления, анализа и синтеза подсистем тренажера, должно руководствоваться системными принципами единства функционально-целевых и причинно-следственных отношений модели и объекта с целью создания системы моделей и представлений, единых для разработчика тренажера и пользователя.

Принцип единства функционально-целевых отношений модели и объекта-прототипа означает реализацию целевой функции человеко-машинной системы – тренажера, а именно, обеспечение возможности обучения человека-оператора.

Принцип единства причинно-следственных отношений модели и объекта характеризует методологию разработки тренажера, а именно, системно-эргономический подход, обеспечивающий системную адекватность тренажера объекту-прототипу.

Принцип единства представлений означает возможность формирования у пользователя концептуальной модели объекта-прототипа адекватной модели, заложенной в проект разработчиком тренажера.

Таким образом, только реализация в тренажере трех системных принципов научной методологии – единства отношений: модели, объекта и представлений позволяет сконструировать дидактический совершенный тренажер, обеспечивающий формирование у обучаемых адекватных управлению объектом моделирования и процессами в нем: знаний, навыков и умений.

Соблюдение указанных принципов при разработке современного тренажера для электростанций позволяет регламентировать наличие в тренажере, как в средстве обучения персонала следующих ингредиентов: средств и методов математического моделирования объекта-прототипа, средств и методов системно-эргономического подхода при синтезе подсистем тренажера, средств учебно-методического обеспечения и контроля обучения, а также признаков цели обучения: обеспечение надежности и безопасности персонала и объекта управления.

Таким образом, внедрение научной методологии в структуру образовательного процесса электроэнергетики подразумевает два аспекта: первый – разработка современных всережимных и полностью адекватных объекту регулирования IT-тренажеров, соответствующих целевой функции человеко-машинной системы, методология создания которых соответствует системно-эргономическому подходу, и второй – разработка автоматизированных учебных курсов и учебно-методического обеспечения процесса тренажерной подготовки, соответствующих современным научно-педагогическим подходам.




Вернуться